Tel: +7 (495) 545-10-47
Email: info@basskervill.ru
BASS KERVILL
Москва, ул. 16-я Парковая д.5
Зрители уже привыкли к объёмному «звуку вокруг» в кинотеатрах с многоканальными форматами звучания, когда при просмотре какой-нибудь зрелищной киносцены звуки выстрелов слышатся сзади, а ревущий самолет пролетает через весь зал слева направо.
Но как бы эффектно всё это не воспринималось в обычном кинозале, звук в формате Dolby Atmos в корне меняет ощущения от просмотра кино, превращая помещение просмотра в полноценную арену художественного действа, в эпицентре которого оказывается зритель.
Применение технологии Dolby Atmos даже в условиях домашнего кинотеатра даёт возможность полного погружения в действительно реалистичную атмосферу экранных событий. Этот формат обеспечивает потрясающую детализацию, точность и реализм при просмотре фильмов за счёт того, что звуки воспроизводятся со всех сторон, в том числе сверху и сзади слушателя.
Каждому звуку («аудио-объекту») задаётся именно та траектория движения, по которой перемещается соответствующий объект на экране: каждая мельчайшая деталь звучит точно из той точки, где она отображена на экране, свисты проносящихся истребителей, росчерки пулемётных очередей, тут и там рокочущие разрывы зенитных снарядов, звуки ливня, обрушивающегося сверху столь достоверно, что хочется закрыть голову.
Формат воспроизведения звука Dolby Atmos, представленный впервые в 2012 году, сегодня стал де факто стандартом, как в индустрии кинопроката, так и для домашних кинотеатров. Все последние киноновинки создаются под этот формат, и абсолютное большинство наград за лучший звук достаётся лентам именно со звуком в Dolby Atmos.
Dolby Atmos - это максимизация аттрактивности и эмоциональности звучания, которая позволяет получить настоящее удовольствие от просмотра любимых фильмов.
Если вы хотите проверить свой домашний Atmos-кинотеатр, то наилучшие впечатления получите от UHD Blu-ray («Гравитация», «Бегущий по лезвию 2049», трилогия «Матрица», последние две части «Трансформеров») и от фильмов на Blu-ray («Безумный Макс: Дорога ярости», «Фантастические твари и где они обитают», последние сезоны «Игры престолов», «Стартрек: Бесконечность» и др.). Всего ныне доступно около сотни фильмов с Dolby Atmos и локализированными субтитрами на Blu-ray.
В этом материале мне хотелось бы познакомить вас с лучшими кинофильмами, в которых максимально раскрыты все возможности трёхмерного звучания, и технология Dolby Atmos работает наиболее выразительно.
Возьмём, к примеру, полнометражный компьютерный мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave», 2012) от студии Pixar и Walt Disney Picture - первую картину, чей саундтрек был полностью сделан в формате Dolby Atmos. Каждая сцена здесь, с самых начальных титров создаёт потрясающий иммерсивный эффект, полностью погружает зрителя в атмосферу действия: вы абсолютно точно чувствуете, что находитесь в замке, узком коридоре, большом зале или в палате. А стрелы, проносящиеся совсем рядом со зрителем слева направо через весь зал, заставляют реагировать всем телом, которое инстинктивно вздрагивает, пытаясь устраниться от звуковой «угрозы».
Эффектна сцена драки лордов, в которой раскачиваемая длинная скамья звучит, разносясь по всему зрительному залу, как будто пролетает над головами зрителей. Или сцена, в которой три маленьких мальчика, спрятавшиеся под столом, слышат откуда-то сверху громогласный голос отца, и зрителям предстоит почувствовать себя на их месте. Наконец, звуковые капли дождя, которые обрушиваются на голову зрителя в «Храброй Сердцем», воспринимаются совершенно потрясающе!
А если вы хотите пережить в буквальном смысле «с ног сшибающий» опыт, посмотрите и послушайте Dolby Atmos-версию знакомого фильма «Гравитация» (реж. Альфонсо Куарон, 2013), особенно сцену разрушения космического корабля.
В «Гравитации» воплощение технологии находится на высочайшем уровне, как с точки зрения технической, так и с творческой стороны. Сам сюжет и содержание этого фильма идеально подходят для реализации объектно-ориентированного кинозвучания, где положение и движение звуков являются ключевыми для погружения зрителей в физику пространства. Гудение агрегатов космического корабля, радийные переговоры астронавтов, звуки манипуляций с разного рода техническими устройствами и, конечно, эмоциональная, многослойная музыкально-шумовая партитура композитора Стивена Прайса – всё это объединяется в звуковые ландшафты, непохожие ни на что другое в голливудском кино. Если у вас есть система, поддерживающая Dolby Atmos, и вы хотите показать друзьям её возможности, «Гравитация» - это один из самых мощных и впечатляющих примеров именно для этого!
Ещё один кинопроект, который не оставит равнодушными любителей хорошего кинозвука – фильм канадского режиссёра Дени Вильнёва «Blade Runner 2049». Это, возможно, даже ещё более мощная демонстрация того, что может Dolby Atmos.
Сиквел «Бегущего по лезвию» 1982 года - одного из самых влиятельных научно-фантастических фильмов всех времен, близок к тому, чтобы превзойти своего предшественника. Также как Вильнев развивает сложную, неоднозначную историю оригинального фильма, так и новаторский звуковой дизайн Вангелиса переосмыслен через уникальный синтез музыки Ханса Циммера и звуковых находок саунд-дизайнеров Марка Манджини и Тео Грина. В динамиках сверху постоянно слышна звуковая активность, будь то дождь, голоса героев или звук пролетающих над головой футуро-автомобилей.
На протяжении всего фильма есть несколько ярких звуковых моментов, например, аварийная посадка в главе 7, сражение в главе 12 и стычка, которая происходит в кульминации фильма. Эти сцены содержат множество потрясающих эффектов, составляющих запоминающиеся звуковые ландшафты фильма. В буквальном смысле мурашки бегут по телу от низких громоподобных басовых нот. Даже в самые тихие моменты в фильме в звуковом поле всегда есть что-то происходящее и звучащее со всех сторон и создающее «эффект присутствия».
Фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» (реж. Джордж Миллер) - воскрешение апокалиптической франшизы Джорджа Миллера 1980-х годов - от начала до конца будет безжалостно атаковать слух басами и эффектами, которые дадут вашему домашнему кинотеатру настоящую работу. От лёгкого ветерка, который проносится над пустынной местностью в редкие спокойные моменты фильма до ревущей пыльной бури, которая полностью окружает вас, каждый аспект звукового дизайна точно настроен, чтобы втянуть вас в мир киноповествования.
Ревущий двигатель автомобиля-перехватчика Макса в течение первых нескольких секунд фильма своей мощью и низкими частотами задаёт тон для предстоящего слухового аттракциона. Вскоре звуки визжащих и стрекочущих искорёженных транспортных средств полностью заполнят вашу гостиную, перемещаясь через верхние динамики во время многих интенсивных сцен погони в фильме. Грохот, взрывы и выстрелы пугающе достоверны в своём звучании с подчеркнуто глубоким басом. Несмотря на адский визг резины, диалоги слышны ясно и отчётливо.
«Дорога ярости» - это интенсивная непрекращающаяся двухчасовая сцена погони, сопровождаемая интенсивным саундтреком от композитора Junkie XL. Это пример агрессивного звучания, к которому должны стремиться настоящие боевики, и одна из лучших реализаций звуковой атмосферы Dolby Atmos, доступных сегодня зрителям.
Американская эпическая военная драма 1998 года режиссёра Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» уже давно стала эталоном для демонстрации возможностей акустических систем объёмного звучания.
Вариант звуковой дорожки Dolby Atmos, добавленный к недавно выпущенному 4K Ultra-HD Blu-ray диску с фильмом, превращает просмотр этого кинофильма в путешествие в драматические события почти вековой давности.
Здесь за исключением рёва двигателя самолёта, пролетающего над головой героев, верхняя зона динамиков используется не так часто, как можно было бы ожидать. Тем не менее, от использования объектно-ориентированного формата звуковой микс в целом значительно выигрывает, помещая зрителя в эпицентр действия, где с полным реализмом разворачивается хаос войны. Пули свистят с абсолютной чёткостью и с точными траекториями, а взрывы, слышимые на удалении, точно локализуются.
Несмотря на обилие звуков, голоса и диалоги всегда слышны разборчиво, как впрочем, и другие мелкие звуковые детали, такие как звуки разлетающихся во все стороны крошечных комков грязи, рокот машин и точечные звуки действий героев.
Звуковую составляющую этого фильма хотя и сложно охарактеризовать как изящную работу с акустическими пространствами, но, безусловно, создатели в полной мере используют здесь все преимущества иммерсивного звука. С первых же кадров фильма, звук пролетающих огненных шаров и всем знакомый звук трансформации сопровождает логотип студии, прежде чем с головой погрузить зрителя в напряжённые сцены сражений. Сабвуфер здесь работает на полную мощность: по всему полю боя солдаты и лошади создают рокочущий гул, стрелы летят в воздухе, установки швыряют в небо пылающие шары.
Несмотря на хаос в действии, саундтрек остаётся сбалансированным, с превосходной локализацией эффектов в пределах 360-градусного звукового поля и с хорошо интегрированным в фонограмму басом. Диалоги чёткие, и ничто не отвлекает внимание зрителя от действия на экране, несмотря на какофонию звуков. В редкие моменты тишины зритель даже получает шанс немного перевести дух, вслушиваясь в каждую деталь успокоившейся звуковой атмосферы. Всё это происходит до того, как Трансформеры собственно начнут сражаться друг с другом, что будет продолжаться следующие два часа фильма и включать в себя громогласную «стену» из звуковых эффектов. От выстрелов и взрывов до автомобильных погонь и космических кораблей, пролетающих над головой, саундтрек никогда не ослабевает, поскольку он точно следует за яростным действием на экране. Складывается ощущение, будто бы звукорежиссёр бросил в дело все имевшиеся у него звуки, начиная с бульканья канализационного водостока, заканчивая атомными взрывами, объединив всё это в психоделический микс, который собственно и ожидают фанаты от фильмов режиссёра Майкла Бэя.
Фильмы из серии «Миссия невыполнима» никогда не претендовали на то, чтобы быть чем-то иным, кроме весьма занимательных шпионских триллеров, и в этом нет ничего плохого. Последняя часть, «Миссия невыполнима: Племя изгоев», следует традициям своих предшественников, отправляя главного героя Итана Ханта (Том Круз) на поиски членов таинственного международного преступного синдиката.
Конечно это не нон-стоп-экшен «Безумного Макса»: всё же большая часть фильма основана на диалогах. Тем не менее, и боковые, и тыловые и потолочные динамики постоянно используются для музыкального сопровождения и создания тонкой звуковой атмосферы действия.
Но не переживайте! Когда команда наших героев начнёт реализовывать свой безумный план, вы столкнётесь с желанными сверх-стремительными экшн-эпизодами с соответствующими звуковыми эффектами, которые собственно и делают новую серию столь привлекательной.
Не только зарубежные, но и отечественные кинопроекты могут порадовать зрителя трёхмерным звучанием.
Так, в Dolby Atmos сняли «Призрак» (реж. А.Войтинский), и фильм имел наибольший успех из всех, что сняли в этом формате. Затем вышел казахский фильм «Жат» (реж. Е. Турсунов), в переводе на русский — «Чужой». Фильм «А зори здесь тихие (реж. Р.Давлетьяров) для проката в Китае вышел в Atmos. В августе 2015 в этом формате вышел анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы».
«Герой» (реж. Ю. Васильев) — российская картина 2016 года, повествующая о судьбах людей, закрученных в водоворот Первой мировой войны – была выпущена на Blu-ray-диске со звуком в формате Dolby Atmos и доступна для домашнего просмотра.
Среди российских фильмов с поддеркой 3D-звука можно так же отметить «Салют-7» (реж. Кл. Шипенко) и «Притяжение» (реж. Ф. Бондарчук), которые доступны для просмотра в российских он-лайн кинотеатрах Okko.tv и IVI.ru.
Итак, формат трёхмерного звука Dolby Atmos за последнее десятилетие доказал свою состоятельность в качестве новой ступени развития кинематографической технологии. И хотя до сих пор он задействован не в каждом домашнем кинотеатре, но очевидно, имеет все возможности, чтобы уже в ближайшее время стать повсеместным стандартом звучания для новых кинопроектов во всех существующих жанрах.